(Есть некоторые основания полагать,
что этот аспект даже фундаментальнее и что вера в сверхъ-
естественное есть некоторого рода рационализация страха
ГЛАВА 10. ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ВРАГИ 217
перед изменением привычного хода вещей - страха, кото-
рый мы можем обнаружить и у очень маленьких детей.) Когда
я говорю о косности племенного строя, я не имею в виду, что
в племенном образе жизни не происходило никаких измене-
ний. Скорее, я имею в виду, что относительно редкие изме-
нения здесь имели характер религиозных обращений, скачков
или введения новых магических табу. Они не основывались
на рациональной попытке улучшить условия жизни общест-
ва. За исключением таких изменений - а они весьма ред-
ки - табу жестко регулируют все стороны жизни и господ-
ствуют над ними. Табу не оставляют никаких лазеек. При
такой форме жизни практически не существовало никаких
проблем и не было ничего даже отдаленно сходного с мораль-
ными проблемами. Я не хочу сказать, что от члена племени
никогда не требовался большой героизм и стойкость, чтобы
действовать в соответствии с табу. Я имею в виду, что он
редко попадал в положение, вынуждавшее его сомневаться,
каким образом действовать. Правильный путь всегда опреде-
лен заранее, хотя, следуя по нему, и приходится преодолевать
трудности. Он определен табу, магическими племенными
институтами, которые никогда не становятся объектами кри-
тического рассмотрения. Даже Гераклит не проводил четкого
различия между институциональными законами и законами
природы: и те, и другие, по его мнению, имеют одинаковый
магический характер. Основанные на коллективистской пле-
менной традиции, такие племенные институты не оставляли
никакого места для личной ответственности. Табу, которые
устанавливают некоторую форму групповой ответственности,
могут быть признаны разве что предтечами того, что мы
называем личной ответственностью, но они фундаментально
отличны от последней. Они основаны не на принципе разум-
ного самоотчета, а на магических идеях - таких, как идея
смягчения власти судьбы