Единственное положение, относительно которого я вскоре
осознал, что мой поиск опровержения может оказаться ус-
пешным, касалось ненависти Платона к тирании. Конечно, я
не исключаю возможности, что этот факт можно объяснить
и лишить его тем самым доказательной силы. Например,
легко можно сказать, что платоновские обвинения тира-
нии - это просто пропаганда. Тоталитаризм часто исповеду-
ется в любви к <истинной> свободе, и платоновское восхва-
ление свободы в противоположность тирании как раз походит
на такую исповедь. Вместе с тем я ощутил, что некоторые из
его суждений относительно тирании^, которые будут проана-
лизированы позже в этой главе, были искренними. Правда,
<тиранию> в платоновские времена обычно понимали как
форму правления, основанную на поддержке масс, а это в
принципе позволяло заключить, что платоновская ненависть
к тирании не противоречит моей первоначальной интерпре-
тации социальной философии Платона. Однако я чувствовал,
что это не устраняет необходимости изменения моей интер-
претации. Я также осознал, что для такого изменения недо-
статочно просто подчеркнуть искренность Платона. Никакое
изменение акцентов не может изменить общее впечатление
от картины. Нужна была новая картина социальной филосо-
фии Платона, которая включала бы искреннюю веру Платона
в его миссию оздоровления больного тела общества наряду с
признанием того факта, что он лучше, чем кто-либо другой
до и после него, видел, что происходило с греческим общест-
ГЛАВА 10. ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ВРАГИ 215
вом. Поскольку попытка отвергнуть тождество тоталитаризма
и платонизма не улучшила общую картину, мне в конце
концов пришлось вообще изменить мою интерпретацию са-
мого тоталитаризма. Другими словами, моя попытка понять
Платона при помощи аналогии с современным тоталитариз-
мом, к моему собственному удивлению, привела меня к
необходимости изменения моих взглядов на тоталитаризм. Я
не изменил моего враждебного отношения к нему, но в конце
концов осознал: сила и древних, и новых тоталитарных
движений - как бы плохо мы ни относились к ним -
основана на том, что они пытаются ответить на вполне
реальную социальную потребность