Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 129



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Единственное положение, относительно которого я вскоре осознал, что мой поиск опровержения может оказаться ус- пешным, касалось ненависти Платона к тирании. Конечно, я не исключаю возможности, что этот факт можно объяснить и лишить его тем самым доказательной силы. Например, легко можно сказать, что платоновские обвинения тира- нии - это просто пропаганда. Тоталитаризм часто исповеду- ется в любви к <истинной> свободе, и платоновское восхва- ление свободы в противоположность тирании как раз походит на такую исповедь. Вместе с тем я ощутил, что некоторые из его суждений относительно тирании^, которые будут проана- лизированы позже в этой главе, были искренними. Правда, <тиранию> в платоновские времена обычно понимали как форму правления, основанную на поддержке масс, а это в принципе позволяло заключить, что платоновская ненависть к тирании не противоречит моей первоначальной интерпре- тации социальной философии Платона. Однако я чувствовал, что это не устраняет необходимости изменения моей интер- претации. Я также осознал, что для такого изменения недо- статочно просто подчеркнуть искренность Платона. Никакое изменение акцентов не может изменить общее впечатление от картины. Нужна была новая картина социальной филосо- фии Платона, которая включала бы искреннюю веру Платона в его миссию оздоровления больного тела общества наряду с признанием того факта, что он лучше, чем кто-либо другой до и после него, видел, что происходило с греческим общест- ГЛАВА 10. ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ВРАГИ 215 вом. Поскольку попытка отвергнуть тождество тоталитаризма и платонизма не улучшила общую картину, мне в конце концов пришлось вообще изменить мою интерпретацию са- мого тоталитаризма. Другими словами, моя попытка понять Платона при помощи аналогии с современным тоталитариз- мом, к моему собственному удивлению, привела меня к необходимости изменения моих взглядов на тоталитаризм. Я не изменил моего враждебного отношения к нему, но в конце концов осознал: сила и древних, и новых тоталитарных движений - как бы плохо мы ни относились к ним - основана на том, что они пытаются ответить на вполне реальную социальную потребность

Hosted by uCoz