.. и пусть они очищают
государство, казня или изгоняя некоторых... - до тех пор,
пока это делается на основе знания и справедливости и
государство по мере сил превращается из худшего в лучшее,
мы будем называть такое государственное устройство... един-
ственно правильным>.
Вот как должен действовать художник-политик. Вот что
значит очистить доску. Он должен искоренить существующие
институты и традиции. Он должен очистить, удалить, вы-
слать, изгнать и убить. (<Ликвидировать> - этот ужасный
термин используют сегодня.) Вот действительно верное опи-
сание характерной для всех форм полного радикализма бес-
компромиссной установки, эстетического отказа от компро-
мисса. Точка зрения, в соответствии с которой общество
должно быть таким же прекрасным, как произведение искус-
ства, с легкостью приводит к насильственным мерам. Однако
все это, радикализм и насилие, в равной степени нереали-
стично и бесплодно. (Это показал пример развития России.
После экономического краха, к которому привело очищение
холста в виде так называемого <военного коммунизма>,
Ленин ввел <новую экономическую политику> - фактичес-
ки своего рода попытку осуществить постепенные социальные
преобразования, хотя и не сформулировав в явном виде ее
принципы или технологию. Он начал с восстановления боль-
шей части фрагментов картины, которая была уничтожена
ценой огромных человеческих страданий. Вновь были введе-
ны деньги, рынок, разница в доходах и частная собственность,
на время даже частное предпринимательство в производстве,
и лишь после восстановления этой основы начался новый
период реформ".)
Основания платог-iOBCKoro эстетического радикализма мож-
но критиковать с двух различных точек зрения.
210 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПЛАТОНА
Первая состоит в следующем. Некоторые люди, говоря-
щие о нашей <социальной системе> и о необходимости замены
ее другой <системой>, подразумевают нечто очень похожее
на мысль о написанной на холсте или доске картине, которую
следует смыть, прежде чем приступать к созданию новой