Меч-
ты о красоте должны подчиняться необходимости помощи
людям, которые несчастны или страдают от несправедливос-
ти, а также необходимости создания институтов, служащих
таким целям".
Любопытно проследить тесную связь между платонов-
ским крайним радикализмом, требованием широкомасштаб-
ных мер и его эстетизмом. Весьма характерны следующие
фрагменты. Платон, говоря о философе, который общается с
божественным, прежде всего замечает, что у него <возникнет
необходимость... внести в частный и общественный быт людей
то, что он там усматривает>, и государство <никогда, ни в
коем случае не будет процветать... если его не начертят
художники по божественному образцу>. Когда платоновского
<Сократа> просят подробнее рассказать об этом наброске, он
дает следующий потрясающий ответ: <Взяв, словно доску,
государство и нравы людей, они сперва очистили бы их, что
совсем нелегко. Но, как ты знаешь, они с самого начала
отличались бы от других тем, что не пожелали бы трогать ни
частных лиц, ни государства и не стали бы вводить в госу-
дарстве законы, пока не получили бы его чистым или сами
не сделали бы его таким>".
ГЛАВА 9. УТОПИЗМ И ИДЕЯ СОВЕРШЕНСТВА 209
Немного дальше Платон объяснил, что именно он имел в
виду, говоря об очистке доски или холста. <Но как имен-
но? - спрашивает Главкон. - Всех, кому в городе больше
десяти лет, они отошлют в деревню, а остальных детей,
оградив их от воздействия современных нравов, свойственнйх
родителям, воспитают на свой лад, в тех законах, которые
мы разобрали раньше>. (Разумеется, философы не относятся
к гражданам, подлежащим высылке: они остаются в городе
как воспитатели, так же, как, по-видимому, те не имеющие
гражданства жители города, которые должны их обслужи-
вать.) В том же духе Платон высказывается в <Политике> о
царственных правителях, правящих в соответствии с царст-
венной наукой политиков: <Правят ли они по законам или
без них, добровольно или против воли