Их эстетизм вполне понятен. Я думаю, большин-
ство из нас в действительности немного страдает от таких
мечтаний о совершенстве. (Я надеюсь, некоторые причины
этого станут яснее из следующей главы.) Однако этот эсте-
тический энтузиазм имеет ценность только в том случае, если
его сдерживает разум, чувство ответственности, гуманное
стремление помочь тем, кто нуждается в помощи. В против-
ном случае это - опасный энтузиазм, способный перерасти
в форму невроза или истерии.
Такой эстетизм наиболее отчетливо выражен у Платона.
Платон был художником, и, как многие из хороших художни-
208 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПЛАТОНА
ков, он пытался мысленно увидеть модель, <божественный
образец> своей работы и точно его <скопировать>. Множество
приведенных в предыдущей главе цитат иллюстрируют это его
стремление. То, что Платон называет диалектикой, - это по
сути интеллектуальная интуиция мира чистой красоты. Для
него обученные философы - это люди, которые <лицезрели
правду относительно всего прекрасного, справедливого и до-
брого>^ и которые могут перенести ее с небес на землю.
Политика, по Платону, - царское искусство, искусство не в
метафорическом смысле, как если бы мы говорили об искус-
стве управления людьми или об искусстве воплощения чего-то
в жизнь, а искусство в буквальном смысле этого слова. Это ис-
кусство композиции - вроде музыки, живописи или архитек-
туры. Платоновский политик создает города во имя красоты.
Однако для меня все это неприемлемо. Я не верю, что
человеческие жизни можно использовать как средство удов-
летворения потребности художника в самовыражении. На-
против, следует требовать, чтобы каждый человек, если он
того пожелает, был вправе сам моделировать свою жизнь в
той степени, в какой это не затрагивает интересов других
людей. Как бы я ни сочувствовал такому эстетическому
импульсу, я полагаю, художник должен поискать другой
материал для самовыражения. Я требую, чтобы политики
защищали принципы эгалитаризма и индивидуализма