Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 122



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
(По-моему, это не обесцени- вает частичный подход, так как, применяя его, мы можем или, точнее, должны учиться и в процессе обучения менять ГЛАВА 9. УТОПИЗМ И ИДЕЯ СОВЕРШЕНСТВА 207 свои взгляды.) Однако в марксовой и моей критике есть много различий. Маркс, выступая против утопизма, на деле обви- няет всю социальную инженерию - этого обычно не пони- мают. Он отвергает веру в рациональное планирование соци- альных институтов, считая ее в целом нереалистичной, так как общество должно развиваться в соответствии с законами истории, а не с нашими рациональными планами. Он утвер- ждает, что мы можем лишь ослабить боль, сопровождающую рождение исторических процессов. Иначе говоря, он прини- мает радикально историцистскую установку, противополож- ную всей социальной инженерии. Тем не менее, утопизм характеризуется одной особенностью, имеющейся и в плато- новском подходе, - особенностью, против которой Маркс не выступает, хотя, быть может, именно она наименее реали- стична из всего, что я здесь критикую. Я имею в виду не оставляющий камня на камне утопический размах, попытку перестроить общество в целом. Этот размах проистекает из убеждения, что надо дойти до самых корней социального зла, что недостаточно тех мер, которые не распространяются на всю порочную социальную систему, если мы хотим <внести в мир порядочность> (по выражению Р. Мартена дю Гара). Короче говоря, это - бескомпромиссный радикализм. (Чи- татель заметит, что этот термин я использую не в привычном теперь смысле <либерального прогрессизма>, а в исходном и буквальном смысле, - т. е. для того, чтобы охарактеризо- вать установку <копания до корня проблемы>.) И Платон, и Маркс мечтают об апокалиптической революции, которая радикально преобразит весь мир. Я полагаю, что этот размах, этот крайний радикализм платоновского и марксова подхода связан с их эстетизмом, т. е. с желанием построить мир, который не просто немного лучше или рациональнее нашего, но который свободен от всех его безобразий: не стеганка, кое-как залатанная одежка, а совершенно новое одеяние - действительно прекрасный но- вый мир^

Наш сервис совсем бесплатный столовый сервиз для всех желающих.
Hosted by uCoz