(По-моему, это не обесцени-
вает частичный подход, так как, применяя его, мы можем
или, точнее, должны учиться и в процессе обучения менять
ГЛАВА 9. УТОПИЗМ И ИДЕЯ СОВЕРШЕНСТВА 207
свои взгляды.) Однако в марксовой и моей критике есть много
различий. Маркс, выступая против утопизма, на деле обви-
няет всю социальную инженерию - этого обычно не пони-
мают. Он отвергает веру в рациональное планирование соци-
альных институтов, считая ее в целом нереалистичной, так
как общество должно развиваться в соответствии с законами
истории, а не с нашими рациональными планами. Он утвер-
ждает, что мы можем лишь ослабить боль, сопровождающую
рождение исторических процессов. Иначе говоря, он прини-
мает радикально историцистскую установку, противополож-
ную всей социальной инженерии. Тем не менее, утопизм
характеризуется одной особенностью, имеющейся и в плато-
новском подходе, - особенностью, против которой Маркс не
выступает, хотя, быть может, именно она наименее реали-
стична из всего, что я здесь критикую. Я имею в виду не
оставляющий камня на камне утопический размах, попытку
перестроить общество в целом. Этот размах проистекает из
убеждения, что надо дойти до самых корней социального зла,
что недостаточно тех мер, которые не распространяются на
всю порочную социальную систему, если мы хотим <внести
в мир порядочность> (по выражению Р. Мартена дю Гара).
Короче говоря, это - бескомпромиссный радикализм. (Чи-
татель заметит, что этот термин я использую не в привычном
теперь смысле <либерального прогрессизма>, а в исходном и
буквальном смысле, - т. е. для того, чтобы охарактеризо-
вать установку <копания до корня проблемы>.) И Платон, и
Маркс мечтают об апокалиптической революции, которая
радикально преобразит весь мир.
Я полагаю, что этот размах, этот крайний радикализм
платоновского и марксова подхода связан с их эстетизмом,
т. е. с желанием построить мир, который не просто немного
лучше или рациональнее нашего, но который свободен от всех
его безобразий: не стеганка, кое-как залатанная одежка, а
совершенно новое одеяние - действительно прекрасный но-
вый мир^