Те, кто несчастны, знают
о страданиях из личного опыта, а те, кто счастливы, вряд ли
станут отрицать, что не хотели бы поменяться местами со
страдальцами. Гораздо труднее рассуждать об идеальном
обществе. Общественная жизнь так сложна, что лишь немно-
гие, а быть может, вообще никто, могут оценивать проекты
широкомасштабной социальной инженерии - иначе говоря,
решать вопросы, осуществим ли такой проект, приведет ли
он к действительному улучшению, какого рода возможные
страдания могут наступить в процессе его воплощения, како-
вы средства его реализации. Напротив, проекты, предлагае-
мые поэтапной инженерией, относительно просты. Эти про-
екты затрагивают, как правило, какое-либо одно социальное
учреждение - например, здравоохранение, обеспечение за-
нятости, арбитражный суд, построение государственного бюд-
жета в условиях экономического спада^ или систему образо-
вания. Если эти проекты не дают эффекта, то ущерб от них
не очень велик, и исправить их не очень сложно. Такие
проекты содержат меньший риск и поэтому вызывают меньше
споров. Поэтому придти к разумному соглашению относи-
тельно существующих зол и средств борьбы с ними легче, чем
определить бесспорное идеальное благо и приемлемые для
всех пути его достижения. Вот почему мы можем надеяться,
что, используя метод частных социальных решений, можно
преодолеть самую большую практическую сложность, каса-
ющуюся политических реформ, а именно - использовать для
реализации нашей программы разум, а не страсти и насилие.
При этом появится возможность достигнуть разумного ком-
промисса и, следовательно, улучшить существующую ситуа-
цию с помощью демократических методов. (Слово <компро-
мисс> вызывает нехорошие ассоциации, однако для нас важно
научиться использовать его правильно. Институты неиз-
202 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПЛАТОНА
бежно являются результатом компромисса между обстоятель-
ствами, интересами и т. п., хотя как личности мы должны
сопротивляться такого рода воздействиям