Однако он будет сознавать, что если человечество и
способно достичь совершенства, то это произойдет еще очень
не скоро, и что каждое поколение людей, а значит поколение
наших современников стремится не столько к тому, чтобы
его осчастливили - ведь не существует институциональ-
ных средств, позволяющих сделать человека счастливым, -
сколько к тому, чтобы его избавили от несчастий, которые
человечество способно предотвратить. Тот, кто страдает,
имеет право требовать, чтобы были использованы все воз-
можные средства для облегчения его страданий. Поэтому
приверженец поэтапной инженерии будет разрабатывать ме-
тоды для поиска наиболее тяжелых, нестерпимых социальных
бед, чтобы бороться с ними, а не искать величайшее конечное
благо, стремясь воплотить его в жизнь^. Различие здесь не
только в словах. В действительности оно очень велико. Это -
различие между стремлением облегчить человеческий жре-
бий и практикой, которая, будучи применена, невыносимо
усилит человеческие страдания. Это - различие между ме-
тодом, который можно применять в любой момент, и мето-
дом, отстаивание которого может послужить удобным пово-
дом для того, чтобы откладывать действие на более поздний
ГЛАВА 9. УТОПИЗМ И ИДЕЯ СОВЕРШЕНСТВА 201
срок, когда условия будут более благоприятными. Кроме того,
это - различие между единственным до настоящего времени
способом улучшения положения дел, приводящим к успеху в
любое время и в любом месте (в том числе, как мы увидим,
и в России), и методом, который всегда приводил только к
подавлению разума насилием и к отказу либо от самого
метода, либо от его первоначального замысла.
Сторонник постепенной или поэтапной инженерии, защи-
щая свой метод, может сказать, что большинство людей
поддержат и согласятся скорее на систематическое преодоле-
ние страданий, несправедливости и войн, чем на борьбу за
воплощение какого-то идеала. Существование общественных
зол, т. е. социальных условий, при которых многие люди
страдают, не требует доказательств