Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Открытое общество и его враги.ч2 часть 11



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
е. о его версии биологической или органической теории государства. Неясно, кто первым выдвинул теорию о том, что законы обязаны своим происхождением общественному договору - Протагор или Ликофрон (взгляды Ликофрона мы подвергнем обсуждению в следующей главе). Однако в любом случае эта теория тесно связана с конвенционализмом Протагора. Тот факт, что Платон сознательно соединил некоторые конвен- ционалистские идеи, в числе которых находилась даже одна из разновидностей теории общественного договора, с харак- терным для него натурализмом, указывает на то, что конвен- ционализм в его первоначальной форме не был связан с идеей полной произвольности законов: это подтверждают платонов- ские замечания об учении Протагора". Насколько хорошо Платон осознавал наличие конвенционалистских элементов в его версии натурализма, видно по одному отрывку из <Законов>, где Платон дает список различных принципов, на которых может быть основана политическая власть. При этом он упоминает биологический натурализм Пиндара (см. ра- нее): <должен править сильный, а слабый ему подчиняться, ... как некогда сказал фиванец Пиндар>. Платон противопостав- ляет этот принцип другому, который кажется ему предпоч- тительнее, так как он соединяет конвенционализм с натура- лизмом: <Но главнейшим требованием является, ... чтобы несведущий следовал за руководством разумного и был под его властью. Впрочем, о мудрейший Пиндар, по моему мне- нию, это, пожалуй, и не противоречит природе; я бы сказал, что природе соответствует не насильственная власть закона, но добровольное ему подчинение>^. В <Государстве> также можно найти элементы соедине- ния конвенционалистской теории общественного договора с ГЛАВА 5. ПРИРОДА И СОГЛАШЕНИЕ 113 натурализмом: <Государство... возникает,... когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во многом... Каждый человек привлекает то одного, то другого для удовлетворения той или иной потребности

Hosted by uCoz