е. о его версии биологической или органической теории
государства.
Неясно, кто первым выдвинул теорию о том, что законы
обязаны своим происхождением общественному договору -
Протагор или Ликофрон (взгляды Ликофрона мы подвергнем
обсуждению в следующей главе). Однако в любом случае эта
теория тесно связана с конвенционализмом Протагора. Тот
факт, что Платон сознательно соединил некоторые конвен-
ционалистские идеи, в числе которых находилась даже одна
из разновидностей теории общественного договора, с харак-
терным для него натурализмом, указывает на то, что конвен-
ционализм в его первоначальной форме не был связан с идеей
полной произвольности законов: это подтверждают платонов-
ские замечания об учении Протагора". Насколько хорошо
Платон осознавал наличие конвенционалистских элементов
в его версии натурализма, видно по одному отрывку из
<Законов>, где Платон дает список различных принципов, на
которых может быть основана политическая власть. При этом
он упоминает биологический натурализм Пиндара (см. ра-
нее): <должен править сильный, а слабый ему подчиняться, ...
как некогда сказал фиванец Пиндар>. Платон противопостав-
ляет этот принцип другому, который кажется ему предпоч-
тительнее, так как он соединяет конвенционализм с натура-
лизмом: <Но главнейшим требованием является, ... чтобы
несведущий следовал за руководством разумного и был под
его властью. Впрочем, о мудрейший Пиндар, по моему мне-
нию, это, пожалуй, и не противоречит природе; я бы сказал,
что природе соответствует не насильственная власть закона,
но добровольное ему подчинение>^.
В <Государстве> также можно найти элементы соедине-
ния конвенционалистской теории общественного договора с
ГЛАВА 5. ПРИРОДА И СОГЛАШЕНИЕ 113
натурализмом: <Государство... возникает,... когда каждый из
нас не может удовлетворить сам себя, но нуждается еще во
многом... Каждый человек привлекает то одного, то другого
для удовлетворения той или иной потребности