<Мы совершенно заблуждаемся отно-
сительно Платона, - говорит А. Е. Тейлор, - если забыва-
ем, что <Государство> - это не просто набор теоретических
споров о правительстве... но серьезный проект практического
преобразования, предложенный афинянином... который, как
Шелли, захвачен "страстью переустройства мира">". Несом-
ненно, это так, и из этого замечания мы можем заключить,
196 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА ПЛАТОНА
что, описывая правителей-философов, Платон имел в виду
некоторых современных ему философов. Однако в пору на-
писания <Государства> в Афинах было лишь три выдающихся
человека, которые могли быть названы философами: Анти-
сфен, Исократ и сам Платон. Если при анализе <Государства>
иметь в виду это обстоятельство, то сразу станет ясным, что
значительная часть платоновского обсуждения особенностей
правителя-философа - часть, явно выделенная Платоном,
- содержит намеки на личности. Этот отрывок начинается^
с очевидного намека на Алкивиада, а заканчивается откры-
тым упоминанием одного имени (Феага) и ссылкой <Сократа>
на самого себя". Вывод, к которому приходит здесь Платон,
состоит в том, что лишь немногие могут быть названы
истинными философами, соответствующими званию прави-
теля-философа. Благородный по рождению Алкивиад, подхо-
дящий на эту роль, осиротил философию, несмотря на попыт-
ки Сократа спасти его. На одинокую и беззащитную филосо-
фию заявляли свои права и вовсе недостойные ее истцы. В
конце концов, <остается совсем малое число людей, ... до-
стойным образом общающихся с философией>. Опираясь на
полученные нами выводы, можно было бы ожидать, что
<недостойные истцы> - это Антисфен, Исократ и их школа,
и что они - те самые люди, которых Платон в процитиро-
ванном ключевом фрагменте требовал <в обязательном по-
рядке отстранять>. Действительно, имеются некоторые неза-
висимые свидетельства в пользу такой гипотезы^. Точно так
же мы могли бы ожидать, что в <небольшое число достойных>
включен Платон и, вероятно, некоторые его друзья (возмож-
но, Дион)