Содержащийся в замечании Платона ясный намек на проти-
ГЛАВА 8. ФИЛОСОФ КАК ПРАВИТЕЛЬ 195
воречие между божественным покоем и злом перемен и
загнивания предвещает его рассказ о Числе и Падении чело-
века".
Поэтому вполне закономерен намек Платона на расизм в
ключевом отрывке из <Государства>, где он провозглашает
свое самое важное политическое требование: без <подлинного
и основательного> философа, обученного всем наукам, вклю-
чая евгенику, государство погибает. В своем рассказе о Числе
и Падении человека Платон говорит, что, потеряв интерес к
евгенике, к наблюдению за чистотой сословия, выродившиеся
стражи совершат одно из первых фатальных прегрешений:
<от этого юноши у нас будут менее образованны и из их среды
выйдут правители, не слишком способные блюсти и испыты-
вать Гесиодовы поколения, - ведь и у вас они те же, то есть
золотое, серебряное, медное и железное>".
К этому всему приведет пренебрежение мистическим
брачным Числом. Это число было, несомненно, собственным
изобретением Платона. (Оно предполагает чистые гармонии,
которые, в свою очередь, предполагают стереометрию -
новую науку для того времени, когда Платон работал над
<Государством>.) Ясно поэтому, что никто, кроме Платона,
не знал секрета воспитания истинного класса стражей, не
имел к нему ключа. Это может означать только одно: прави-
тель-философ - это сам Платон, <Государство> - это
стремление самого Платона к царской власти, которую он
заслуживает, так как в нем соединились философ и законный
наследник Кодра-мученика, последнего афинского царя, ко-
торый, согласно Платону, пожертвовал собой <ради сохране-
ния царства для своих детей>.
VIII
Как только мы приходим к такому выводу, многие вещи,
которые казались не относящимися к делу, оказываются
ясными и взаимосвязанными. Например, не вызывает сомне-
ний, что <Государство> Платона, полное намеков на его
современников и проблемы того времени, было задумано
скорее как актуальный политический манифест, а нс как
теоретический трактат