Это восклицание важно, так как является одним из
первых намеков на то, что правители должны составлять
класс <выдающихся> людей - класс, обладающий самостоя-
тельным статусом и собственной системой обучения. Так мы
приходим к требованию, чтобы эти <выдающиеся люди> были
философами. Данный фрагмент важен еще и потому, что он
непосредственно приводит к платоновскому требованию, что-
бы правители, как хранители чистоты сословия, использова-
ли ложь и обман. Ложь необходима, утверждает Платон, <раз
наше небольшое стадо должно быть самым отборным. Но что
это так делается, никто не должен знать, кроме самих
правителей, чтобы не вносить ни малейшего разлада в отряд
стражей>. Действительно, здесь Платон повторяет (упомяну-
тый нами ранее) призыв к правителям более смело применять
ложь, подготавливая читателя к восприятию следующего
требования, которому он придавал особое значение. Платон
постановляет^, что правители, добиваясь заключения наибо-
лее подходящих браков между молодыми помощниками,
должны подстроить жеребьевку <как-нибудь так, чтобы при
каждом заключении брака человек из числа негодных винил
бы во всем судьбу, а не правителей>. Сразу после этого
недостойного совета избегать ответственности (вкладывая эти
слова в уста Сократа, Платон клевещет на своего учителя),
<Сократ> высказывает очередное предположение^, сразу же
подхваченное и развитое Главконом (мы будем называть его
по этой причине эдиктом Глаекона). Я имею в виду жестокий
закон", по которому каждый человек любого пола обязан во
время войны подчиняться желаниям воинов: <в продолжение
всего этого похода никому не разрешается отвечать [воину ]
ГЛАВА 8. ФИЛОСОФ КАК ПРАВИТЕЛЬ 193
отказом, ... ведь если ему доведется влюбиться в юношу или
в женщину, это придаст ему еще больше бодрости для
совершения подвигов>. Специально подчеркивается, что го-
сударство получит при этом двойную выгоду: больше героев,
с одной стороны, благодаря приободрению воинов, и, с другой
стороны, благодаря прибавлению потомства героев