Нам
следует заняться поиском постоянной функции правителя,
аналогичной временной функции законодателя. Представля-
ется, что единственная сфера, в которой такая функция
может быть найдена - это сфера взращивания господствую-
щего сословия.
VI
Лучший способ выяснить, почему философ необходим в
качестве постоянного правителя, - это задать следующий
вопрос: <Что, согласно Платону, произойдет с государством,
которым не правит постоянно философ?> Платон ясно отве-
тил на этот вопрос. Если стражи государства, даже очень
совершенного, не ведают о пифагорейской мудрости и о
платоновском Числе, то сословие стражей, а вместе с ним и
все государство, выродится.
Итак, забота о чистоте сословия (т. е. расизм) занимает
гораздо более важное место в платоновской программе, чем
могло показаться на первый взгляд. Платоновское расовое
ГЛАВА 8. ФИЛОСОФ КАК ПРАВИТЕЛЬ 191
или брачное Число служит основой не только его дескрип-
тивной социологии, <основой платоновской философии исто-
рии>, по выражению Дж. Адама, но и основой политического
требования верховной власти философов. В главе 4 уже
говорилось о кочевом происхождении платоновского госу-
дарства и теперь мы в определенной степени готовы к вос-
приятию того, что правитель, по Платону, - это правитель-
пастух (breeder). Однако кому-то может все же показаться
удивительным, что платоновский философ оказывается фи-
лософом-пастухом. Необходимость научной, математико-ди-
алектической и философской опеки - не последний аргумент
в пользу требования верховной власти философов.
В главе 4 было показано, что проблема получения чистой
породы <сторожевых псов> в человеческом облике специаль-
но выделена и разработана в начале <Государства>. Однако
до сих пор не было названо никакой правдоподобной причины
того, что только подлинный и совершенно компетентный
(<основательный>) философ мог бы стать искусным полити-
ческим пастухом и достичь успеха. Каждый, кто разводит
собак, лошадей или птиц, знает, что разумное их взращива-
ние невозможно без наличия образца, цели, на которую будут
направлены его усилия, идеала, которого он может попытать-
ся достигнуть, подбирая пары и применяя селекцию