V
Как уже говорилось, в переходе от наивного монизма к
критическому дуализму, которому свойственно отчетливое
осознание различия между нормами и естественными зако-
нами, имеется множество промежуточных ступеней. Большая
часть этих промежуточных позиций разделяет заблуждение,
будто конвенциональный или искусственный характер норм
влечет за собой их полную произвольность. Рассмотрим три
важнейших промежуточных позиции, чтобы лучше понять
точку зрения Платона, соединяющую элементы каждой из
них. Это следующие позиции: (1) биологический натура-
лизм; (2) этический или юридический позитивизм и (3) пси-
хологический или спиритуалистический натурализм. Инте-
ресно, что каждая из этих позиций использовалась для
обоснования совершенно противоположных друг другу этиче-
ских воззрений, в частности, для утверждения прав сильных
и для защиты прав слабейших.
(1) Биологический натурализм, или, точнее, биологичес-
кая форма этического натурализма, является теорией, утвер-
ждающей, что, хотя моральные законы и законы развития
государства носят произвольный характер, однако существу-
ют вечные и неизменные законы природы, из которых эти
нормы можно вывести. Сторонники этой теории в качестве
примера произвольности соглашений могут привести привыч-
ки, связанные с приемом пищи, например, сколько раз в день
и что именно мы едим. И все же, утверждают они, и в этой
104 ДЕСКРИПТИВНАЯ СОЦИОЛОГИЯ ПЛАТОНА
области невозможно отрицать наличие определенных законов
природы. Например, страдающий от недоедания или переев-
ший человек может умереть. Поэтому может показаться, что,
подобно тому, как за видимостью скрывается реальность, так
и за нашими соглашениями скрываются законы природы и,
прежде всего, биологические законы.
Биологическим натурализмом пользовались как для за-
щиты эгалитаризма, так и в целях обоснования антиэгали-
тарной доктрины права сильнейшего. Поэт Пиндар был одним
из первых, кто придерживался этой формы натурализма,
используя его для обоснования теории, в соответствии с
которой миром должны управлять сильные