Эта поговорка выражает нравственную установку Сократа. Однако
я считаю очень маловероятным, чтобы Сократ придерживался какой-либо
метафизической теории души. Теории, развитые Платоном в <Федоне>,
<Государстве> и других диалогах, кажутся мне безусловно пифагорейскими.
(По поводу орфическо-пифагорейской теории, согласно которой тело явля-
ется гробницей души - см, ]. Adam. Добавление IV к книге IX <Государст-
ва>; см. также прим. 39 к зтой главе.) И, принимая во внимание ясное
заявление Сократа в <Апологии Сохрата>, 19 с, вопрошавшего: <слышал ли
кто из вас когда-либо, чтобы я хоть сколько-нибудь рассуждал о подобных
вещах> (т.е. о спекуляциях по поводу природы - см. прим. 56 (5) к этой
главе), я полностью не согласен с мнением Бернета, согласно которому
Сократ был пифагорейцем, как и с его мнением о том, что Сократ придер-
живался определенной метафизической доктрины <природы> души.
Я считаю, что сократовская поговорка <заботьтесь о своих душах> - это
выражение его морального (и интеллектуального) индивидуализма. Думает-
ся, что индивидуалистическая теория моральной самодостаточности добро-
детельного человека - одно из немногих учений, принадлежность которых
Сократу не подлежит сомнению (см. свидетельство, упомянутое в прим. 25
к гл. 5 и прим. 36 к гл. 6). Причем это учение весьма тесно связано с идеей,
выраженной в поговорке <заботьтесь о своих душах>. Своим подчеркиванием
самодостаточности Сократ хотел сказать: они могут уничтожить твое тело,
но они не могут разрушить твою моральную целостность. Если последняя
есть твоя главная забота, они не могут причинить тебе никакого реального
вреда.
Думается, что Платон, когда он ознакомился с пифагорейской метафизи-
ческой теорией души, почувствовал, что нравственная установка Сократа
нуждается в метафизическом обосновании, в частности, в теории бессмертия
души. Следовательно, Платон вместо сократовского <они не могут разрушить
твою нравственную целостность> подставляет идею неразрушимости души
(см