Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Часть последняя наверно часть 80



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
Однако я отдаю себе отчет в ro^i, что никто не должен быть судьей в своих собственных делах. Именно по этой причине я хочу процитировать здесь то, что пишет Р. Робинсон о моем переводе этого платонов- ского фрагмента и о нем самом (R. Robinson / / Philosophical Review, 1951, vol. 60, p. 491). Необходимо напомнить, что Робинсон <перемежает похвалу и порицание> в своей рецен- зии на мою книгу и что его порицание частью состоит в утверждении о предвзятом характере моих переводов Плато- на. Тем не менее, он отмечает: <Как бы они ни были предвзяты, их ни в коем случае не следует игнорировать. Они привлекают внимание к реальным и важным аспектам платоновской мысли, которым обычно не придают значения. В частности, демонстрационный образец д-ра Поппера - страшный 942-й фрагмент "Законов", тре- бующий никогда не действовать по собственному усмотре- нию, переведен правильно. (Следует, наверное, обратить внимание на то, что Платон предполагал применять это только к военной стороне жизни своих граждан, и начало фрагмента действительно напоминает наставление по воин- ской дисциплине. Однако к концу фрагмента проявляется явное желание Платона распространить его на все стороны жизни - ср. "А безначалие должно быть изъято из жизни всех людей" ["Законы", 942 d I ])>. Я чувствую, что нет необходимости что-либо добавлять к этому заявлению Р. Робинсона. Подведу итоги. Невозможно, наверное, пытаться ответить даже на часть обвинений, выдвинутых против меня профес- сором Левинсоном. Я попробовал дать ответ лишь на несколь- ко из них, учитывая по мере сил, что не столько важно выяснить, кто к кому несправедлив, сколько были ли опро- вергнуты мои утверждения относительно Платона. Повторю, однако, что никто не должен быть судьей собственным делам: я должен оставить это решать своим читателям. Я все же не хочу заканчивать эту продолжительную дискуссию, не подтвердив вновь свою убежденность в огром- 424 ДОПОЛНЕНИЯ ном интеллектуальном подвиге Платона. Мое мнение о том, что он был величайшим из всех философов, не изменилось. Даже его моральная и политическая философия как дости- жение человеческой мысли остается вне всякого сравнения, хотя я нахожу ее нравственно отталкивающей и по-настоя- щему ужасной. Относительно его физической космологии мое мнение изменилось в период, прошедший между первым и вторым изданиями этой книги (точнее, между первым ан- глийским и первым американским изданиями). Теперь я считаю его основоположником геометрической теории ми- ра - теории, значение которой непрерывно возрастало на протяжении веков. Оценивать его литературный дар было бы с моей стороны, пожалуй, слишком самонадеянно. Мой кри- тический анализ, как я надеюсь, показал, что величие Пла- тона делает еще более важной борьбу с его моральной и политической философией, в частности, как предостережение тем, кто может попасть под действие его волшебных чар. IV (1965) В примечании 31 к главе 3 я упомянул множество работ, которые, по моему представлению, предвосхитили мою точку зрения на политическую концепцию Платона. С тех пор, когда было написано это примечание, я прочитал книгу Дианы Спирмен <Современная диктатура> (Diana Spearman. Modern Dictatorship) - великолепный удар, нанесенный в 1939 г. по умиротворителям и диктаторам. Глава этой книги <Теория автократии> содержит один из самых глубоких и проницательных и в то же время один из наиболее кратких аналитических очерков политической теории Платона из всех мне известных.

Hosted by uCoz