33 и 34 к гл. 6)?
Я часто повторяю своим студентам, что все написанное
мной о Платоне неизбежно является всего лишь интерпрета-
цией и что я бы не удивился, если бы Платон, повстречайся
мне когда-нибудь его призрак, порадовал бы меня, показав
ошибочность моей интерпретации. При этом я обычно добав-
ляю, что ему было бы совсем не просто отказаться от многих
сказанных им вещей.
Имея в виду эти пять перечисленных вопросов, можно
спросить: добился ли в ответе на любой из них успеха
выступающий как бы от имени Платона профессор Левинсон?
Убежден, что не добился.
(Г) Что касается первого вопроса, то я прошу каждого
сомневающегося внимательно прочитать текст последней речи
<Афинянина> в Х книге <Законов> (от 907 d и до, скажем,
909 d). Обсуждаемое в нем законодательство касается пре-
ступлений, подобных тому, в котором обвинили Сократа. Я
утверждаю, что хотя у Сократа был шанс (большинство моих
критиков, основываясь на <Апологии Сократа>, полагает, что
Сократ, вероятно, избежал бы смерти, если бы выразил
готовность удалиться в изгнание), <Законы> Платона ничего
подобного не предусматривают. Я приведу выдержки из этой
довольно длинной речи (в английском переводе Р. Бэри,
приемлемом, кажется, для профессора Левинсона). Распреде-
лив на различные категории <виновных> (т. е. уличенных в
<нечестии> или <болезни атеизма> -см. 908 с), <Афинянин>
410 ДОПОЛНЕНИЯ
рассуждает сперва о тех, <кто совершенно отрицает бытие
богов, но от природы обладает справедливым характером... и,
из-за глубокого отвращения к несправедливости, не склонны
к совершению подобных поступков...> (908 b-c; неосознанно,
конечно, здесь нарисован почти что портрет Сократа, не
говоря уж о том важном факте, что последний, похоже, не
был атеистом, хотя обвинен был в отсутствии благочестия и
веры). О последних у Платона сказано: <Судья, опираясь на
закон, должен присудить тех, кто впал в нечестие по неразу-
мию, а не по злому побуждению и нраву, к заключению в
софронистсрий не меньше, чем на пять лет