Однако для повседневного обмена
должна быть монета,... но она будет ценной лишь внутри страны, для
остальных же людей не будет иметь никакого значения... Для оплаты
военных походов или путешествий в иные государства - посольств, либо...
всевозможных вестников... государству необходимо... обладать действитель-
ной по всей Элладе монетой. Если частному лицу понадобится выехать за
пределы родины, оно может это сделать лишь с разрешения властей; по
возвращении домой оно должно сдать государству имеющиеся у него чуже-
земные деньги, получив взамен местные деньги, согласно расчету. Если
обнаружится, что кто-либо присвоил чужеземные деньги, они забираются в
пользу казны; знавший же об этом и не сообщивший подвергается вместе с
тем, кто ввез эти деньги, порицанию и проклятию, а также и пене в размере
не менее количества ввезенных чужеземных денег>. Читая этот отрывок,
хочется спросить, не клевещут ли на Платона, называя его реакционером,
копировавшим законы тоталитарного полиса Спарты? Ведь он здесь предвос-
хищает более чем за 2000 лет принципы и практику, которые в наши дни
почти повсюду приняты в качестве здравой политики большинством прогрес-
сивных западноевропейских демократических правительств (которые, подо-
бно Платону, надеются, что какие-нибудь другие правительства будут забо-
титься о <действительной по всей Элладе монете>).
Следующий отрывок (<Законы>, 950 d-951 а) имеет, однако, уже меньше
общего с политикой современных либеральных правящих западных кругов:
<Прежде всего, кто не достиг сорока лет, тому вовсе не разрешается
путешествовать куда бы то ни было. Затем вообще не разрешается никому
путешествовать по частным надобностям, а только по общегосударственным:
речь идет о глашатаях, послах и феорах... Вернувшись на родину, эти люди
укажут молодым, что законы, определяющие государственный строй
иных государств, уступают нашим> (курсив мой).
Подобные же законы устанавливаются Платоном для приема иностранцев