Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Часть последняя наверно часть 19



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
след. прим.), согласится с тем, что <Апология Сократа> и <Критон> представляют сократическое учение, а <Законы> следует характеризовать как выражающие собственные взгляды Платона. Поэтому мне трудно понять, каким образом Вернет и Тейлор могут защитить свое мнение, согласно которому Сократово отноше- ние к демократии более враждебно, чем платоновское. (Это мнение выража- ется в /. Burnet. Greek Philosophy, I, pp. 209 и след., и в A. Taylor. Socrates, pp. 150 и след., и pp. 170 и след.) Я не встречал ни одной попытки защитить такой взгляд на Сократа, который ведь действительно боролся за свободу (см. особенно прим. 53 к этой главе) и умер за нее, и на Платона, который, как мы знаем, написал <Законы>. Странная концепция Бернета и Тейлора, по-видимому, обусловлена тем, что они относят <Государство> к числу сократических, а не собственно платоновских диалогов, а <Государство> несколько менее антидемократично, чем платоновские <Политик> и <Законы>. Однако различия между <Государством> и <Политиком>, с одной стороны, и <Законами>, с другой, на самом деле очень малы, особенно, если рассмат- ривать не только первые, но и последние книги <Законов>. В действитель- ности сходство излагаемых здесь учений даже больше, чем можно было бы ожидать от двух книг, время написания которых отделено друг от друга, по крайней мере, десятью годами, а, вероятнее всего, тремя или более десяти- летиями, и которые к тому же весьма различны по темпераменту и стилю (см. прим. 6 к гл. 4 и многие другие места в этой книге, где показано сходство, если не тождество, между доктринами <Законов> и <Государства>). Нет никакой внутренней непоследовательности в допущении, что и <Госу- дарство>, и <Законы> выражают собственные взгляды Платона. Вместе с тем собственное признание Бернета и Тейлора, согласно которому их теория приводит к заключению, что Сократ был не только врагом демократии, но врагом большим, чем Платон, на самом деле показывает проблематичность, если не абсурдность, их взгляда о том, что не только <Апология Сократа> и <Критон> имеют сократический характер, но и <Государство> также должно быть отнесено к сократическим сочинениям Платона

Hosted by uCoz