Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин
Часть последняя наверно часть 17



Главная страничка Из официальных источников Новости из МИПКРО Новое на нашем сайте Новости ВМОИСТО Новости МОООПИ Новости "Имею право" Новости друзей Форум
е. наличие у граждан возможности изменять законы без насилия и при помощи рациональных аргументов (как указывает Сократ, гражданин может попытаться изменить законы путем убеждения), 52 b/f, где Сократ настаивает, что он не ссорился с Афинским государством, 53 e/d, где он описывает не только добродетель и справедливость, но также институты и законы (именно, афинские) как наилучшие из доступных 378 ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 10 людям, 54 с, где Сократ говорит, что он, возможно, является жертвой людей, но настаивает на том, что не является жертвой законов. Принимая во внимание эти отрывки (а также из <Апологии Сократа>, 32 с - см. прим. 8 к гл. 7), нам не следует, я полагаю, принимать на веру один платоновский фрагмент, который весьма отличается от приведенных, а именно - 52 е (<Критон>), из которого следует, что Сократ восхваляет государственные устройства Спарты и Крита. Действительно, во фрагменте 52 Ь/с Сократ говорит, что его не интересуют другие государства или их законы. Из этого можно предположить, что замечание о Спарте и Крите в 52 е является более поздней вставкой, сделанной тем, кто пытался согласо- вать <Критона> с позднейшими сочинениями Платона, особенно с <Государ- ством>. Так ли это или этот отрывок добавил сам Платон, но крайне мало вероятно, что он принадлежит Сократу. Достаточно только вспомнить стрем- ление Сократа не делать ничего, что могло бы быть истолковано как проспартанское поведение, о чем мы знаем из ксенофонтовского <Анабаси- са>, III, X, 5. Там мы читаем, что Сократ опасался, <что дружба с Киром может повредить Ксенофонту> (его другу, другой молодой <паршивой овце> в афинском стаде) <в глазах государства, так как считалось, что Кир усердно помогал лакедемонянам в войне против Афин> (цит. по русскому переводу: Ксенофонт. Анабасис. М., Изд-во АН СССР, 1951, с. 69). (Этот отрывок определенно вызывает меньше сомнений, чем <Воспоминания о Сократе>; здесь отсутствует влияние Платона и по смыслу Ксенофонт действительно обвиняет самого себя в слишком легком отношении к обязательствам к своей стране и соглашается с заслуженностью наказания, упомянутого Т

Только у нас сдать склад недорого, со скидками.
Hosted by uCoz