, например, A. Toynbee.
A Study of History, V, pp. 343-346), но именно в этом некоторые романтические
историки видят начало его упадка.
Конечно, было бы наивным и романтическим заблуждением верить, как
это делают многие, что упадок Рима был вызван вырождением, проистекаю-
щим из длительного мира, демократизацией или превосходством более моло-
дых варварских народов и т. п., короче - перееданием (см. прим. 45 (3) к
гл. 4). Опустошающее действие сильнейших эпидемий (см. Н. Zinsser. Rats,
Lice, and History, 1937, pp. 131 и след.), неконтролируемое и прогрессирую-
щее истощение почвы, а вместе с ним и крах сельскохозяйственной основы
римской экономической системы (см. V. О. Simkhovitch. <Hay and History> и
<Rome's Fall Reconsidered, hi: Towards the Understanding of Jesus, 1927) были,
по-видимому, главными причинами упадка Рима. См. также W. Hegemonn.
Entlarvte Geschichle (1934).
20 фукидид, VII, 28; ср. Meyer, op. cil., IV, S. 535. Важное замечание о
том, что <афиняне надеялись увеличить свои доходы>, позволяет нам
ПРИМЕЧАНИЯ К ГЛАВЕ 10 369
зафиксировать приблизительную верхнюю границу пропорции между пред-
варительно наложенными податями и объемом торговли.
^ Это ссылка на мрачный каламбур, который я нашел у П. Милфорда:
<Плутократия предпочтительнее лутократии>. " В оригинале утверждение
П. Милфорда таково: < A Plutocracy is preferable to a Lootocracy>. Здесь
очевидная игра слов: в английском языке слово <looter> означает <граби-
тель>. - Прим. редактора и переводчика."
^ Платон. <Государство>, 423 Ь. По поводу проблемы стабилизации
численности населения см. прим. 7 к этой главе.
И Meyer. Geschichte des Altertums, IV, S. 577.
^ Meyer, op. cit., V, S. 27, CM. также прим. 9 к этой главе и текст к
прим. 30 к гл. 4.
'В <Законах>, 742 а-с, Платон совершенствует спартанский подход к этой
проблеме. Он устанавливает <следующий закон. Никто из частных лиц не
имеет права владеть золотом или серебром