Выпуск 4. 21 мая 2001 г.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
План выпуска.
2. Из официальных источников
3. Выставки и спектакли.
4. Конкурсы
5. Интересное в прессе.
6. Новые книги и пособия для учителя общественных наук.
7. Обращение руководителя ВМОИСТО.
1. Сначала новости нашего сайта http://www.vmoisto.narod.ru
Сформирована страница "Новости МОООПИ" (новости Межрегиональной общественной организации "Объединение преподавателей истории». Проведено обновление в разделе «Коллеги! Обратите внимание» (см.раздел "конкурсы" и информацию о передвижном детском лагере "Гражданин мира" - 2001); На странице "Программные продукты" - статья об информационно-образовательном проекте "XX съезд".
У российских детей стали все чаще выявлять психические отклонения, сообщает РИА «Новости». Как сообщил во вторник на коллегии Минздрава начальник Управления медицинских проблем материнства и детства Анатолий Корсунский, около одного миллиона детей до 17 лет сегодня находятся под наблюдением психиатра.
Психические расстройства стали одной из главных причин освобождения молодых людей от службы в армии, неуспеваемости в учебных заведениях, совершения правонарушений. По мнению специалистов, к подобным нарушениям могут приводить непродуманные учебные программы, которые слишком нагружают детскую психику.
Как отметил Анатолий Корсунский, за последние пять лет частота психических отклонений у детей до 14 лет увеличилась на 16,7 процента. В отдельных регионах нарушениями психики страдают до 71 процента детей. Более половины случаев приходится на умственную отсталость, около шести процентов страдают психозами, два процента - шизофренией.
В то же время психотерапевтическая помощь детям находится не на должном уровне. С 1995 года упразднена должность детского и подросткового психиатра, нет специализированных детских лечебниц. Больные продолжают получать устаревшие препараты, которые обладают серьезными побочными эффектами.
В последние дни возникла небольшая дискуссия на тему "Гражданское общество". Не дискуссия, конечно - просто некоторые СМИ начали употреблять это словосочетание не в общетеоретическом формате, а в ежедневном. Поводов к этому было два: в субботу, 12 мая, на встрече с полпредами в честь их годовщины, Путин среди восьми новых полпредовских задач назвал и "Становление структур гражданского общества в регионах". А чуть раньше г-н Березовский обнародовал список 163 региональных общественных организаций, получивших постоянную аккредитацию при Фонде гражданских свобод, - что означает финансовую поддержку в размере $10 млн. на всех. События друг с другом не связаны, но в обоих появляется искомый термин. При этом смысл, который в него вкладывается, оказывается различным.
Подробнее см. http://vmoisto.narod.ru/ofnew.htm
2.3. В Красноярском крае необходим уполномоченный по правам ребенка.
По мнению депутата Законодательного собрания Красноярского края Светланы Андроновой, в Красноярском крае необходимо создать должность уполномоченного по правам ребенка. По словам депутата, при рассмотрении проекта закона "О защите прав ребенка" такая должность была предусмотрена. Впоследствии в ходе работы согласительной комиссии с администрацией края вместо нее было решено создать комитет по вопросам семьи, материнства и детства. Но, по словам Андроновой, вопросами детей так никто и не занимается. По этой причине депутаты инициируют внесение изменений в закон "О защите прав ребенка", где уполномоченный по правам ребенка будет входить в аппарат уполномоченного по правам человека, а его должность -- согласовываться с региональным Законодательным собранием.
2.4. В Новосибирском Интеллект-клубе подведены итоги сетевой игры «Великие люди Скандинавских стран». Подробности на сайте
2.5. Агентство социальной информации подготовило специальный выпуск информационно-аналитического бюллетеня «Толерантность в России: свои и чужие»
3.1. Резо Габриадзе скоро преобразит Москву с помощью своей «Сталинградской битвы».
С 7 мая по 7 июня на новой, недавно отстроенной и только-только открытой площадке на проспекте Мира в Москве Резо Габриадзе показывает свой спектакль "Сталинградская битва". Наконец, не у нескольких десятков счастливчиков, но у многих поклонников Габриадзе есть возможность увидеть его спектакль, который сделан мастером в Тбилисском муниципальном театре-студии под его собственным руководством. Невероятный, хотя для Габриадзе и вполне обыкновенный, успех сопутствовал недавним гастролям "Сталинградской битвы" в Америке и Франции. "Нью-Йорк Таймс" писала: "Необычаен эффект, созданный этим спектаклем. Это филигранная работа, напоминающая сложные узоры кружева. "Сталинградская битва" требует от зрителя полной концентрации, чтобы зритель смог оценить столь редкий образец мастерства. Это действительно блестящее, незабываемое и прекрасное искусство".
3.2. Новые экспонаты в Краеведческом музее.
В Красноярском краеведческом музее появились новые экспонаты. Они пополнили центральную экспозицию музея, которая отражает этапы освоения Сибири. Здесь собраны виды транспорта, с помощью которых первопроходцы покоряли Сибирь: ковчег, модель поезда, а теперь и модели самолетов советского времени, которые летали над территорией Красноярского края. Самолеты установлены в верхнем ярусе музея на высоте 10 метров. Всего моделей 15, две из них подарил музею губернатор края Александр Лебедь.
4.1. Конкурс Международного Комитета Красного Креста.
Представительство Международного Комитета Красного Креста в России и Российское общество Красного Креста при содействии Министерства образования РФ проводит конкурс на лучшие учебно-методические материалы для 9-11 классов по международному гуманитарному праву. В конкурсе могут принять участие методисты, педагогические работники учреждений общего и начального профессионального образования; преподаватели и студенты педагогических ВУЗов и средних профессиональных учебных заведений. Подробности см. http://vmoisto.narod.ru/vnimanie.htm
5.1. "ЗУБРИТЬ" - УСПЕХУ ВРЕДИТЬ
Чтобы стать отличником, надо не столько "зубрить" предмет, сколько знать, когда его учить. "Эликсир" успеваемости открыл в результате длительных исследований профессор психологии Лондонского университета Эдриан Фарнхэм.
Группа ученых под его руководством установила простую закономерность: точные науки легко даются с утра, а гуманитарные предметы - во второй половине дня. Анализ успеваемости молодых британцев однозначно продемонстрировал, что главную роль в способности человека усваивать информацию играют внутренние биоритмы.
Ваш мозг лучше справляется с историей и географией, в которых необходимо запоминать обширные потоки текстовой информации, только с середины дня. Если же вам надо прослыть корифеем в математике или физике, то садиться за учебники лучше после завтрака.
Между тем персональные качества человека также важны. Например, если вы - классическая "сова", то с утра все равно будете клевать носом, ничего не соображая. А у "ранних пташек" - наоборот. Все эти аспекты надо учитывать.
К 80-летию Андрея Сахарова в центре его имени открылась экспозиция "Летопись жизни, научной и общественной деятельности академика А.Д. Сахарова", на которой представлены не публиковавшиеся ранее семейные фотографии и документы - такие, как характеристики, составленные на Сахарова парторгами и директорами институтов, где он работал.
Одновременно первая часть "Летописи жизни", касающаяся периода жизни Андрея Сахарова до 1953 года (т.е. работы на ядерном "объекте" "Арзамас-16"), истории его семьи и родословной, выложена (с мощным аппаратом внутренних гиперссылок) на сайте сахаровского центра.
В честь юбилея Андрея Сахарова состоится также торжественный вечер в Большом зале консерватории. Юрий Башмет и другие музыканты исполнят сочинения Рихарда Штрауса, Альфреда Шнитке и Гии Канчели.
В археологическом музее города Судзука, Япония, удалось вырастить лиловые стручки гороха из горошин трехтысячелетней давности, найденных британскими археологами при изучении гробницы фараона Тутанхамона еще до Второй мировой войны.
Основанный Борисом Березовским Фонд гражданских свобод начинает осуществление программы по предоставлению квалифицированных адвокатских услуг находящимся под арестом подросткам, не достигшим 16 лет.
Эта программа будет осуществляться при содействии 163 региональных общественных организаций, аккредитованных при фонде. Родители арестованного подростка, совместно с представителем правозащитной организации, смогут выбрать адвоката, услуги которого будут оплачены фондом. За проведением программы будет наблюдать независимая юридическая комиссия. Бюджет программы составит миллион долларов в год.
По оценкам экспертов, в следственных изоляторах ГУИН Минюста России содержатся от четырех до шести тысяч подростков, не достигших 16 лет.
В Санкт-Петербурге сложилась конфликтная ситуация вокруг памятного знака адмиралу и полярному исследователю Александру Колчаку.
Подробности этого раздела можно узнать по адресу: http://vmoisto.narod.ru/pressa.htm
6.1. 17 мая в интернет-кафе Российского государственного гуманитарного университета прошла презентация информационно-образовательного проекта "XX съезд" -- изданного на CD-ROM сборника архивных материалов и свидетельств очевидцев событий 1953-1959 годов. Подробности см. http://vmoisto.narod.ru/progrprod.htm
6.2. И.А.Альтман, А.Е.Гербер, Д.И.Полторак «История Холокоста на территории СССР». Учебное пособие для 9-го класса средней общеобразовательной школы. М. 2001 г.
Эта книга, как надеются авторы, поможет не только понять прошлое, причем недавнее прошлое нашей собственной истории, но и предотвратить любое проявление Холокоста в будущем. В пособии, целиком составленном на документах раскрывается тема, актуальность которой открыто признается в большинстве государств мира. Специально подобранные вопросы помогут учителю организовать работу с данным пособием со старшеклассниками как на уроках истории или обществоведения, так и во внеурочной деятельности.
Консультации, связанные с преподаванием темы Холокоста, можно получить по адресу: 113035, Москва, ул.Садовническая, д.52\45, Фонд «Холокост».
Телефон для справок 953-3362, 951-5876, 951-6797;
e-mail: i.altman@mtu-net.ru
6.3. Карта "Россия и сопредельные государства" для 8-9-х классов. МИИГАиК 2001 г.
Карта "Россия и сопредельные государства" для 8-9-х классов во многом отличается от своих предшественниц. Она издана на одном листе форматом 176х116 см способом двусторонней печати и ламинирована защитной пленкой. На одной стороне расположена комплексная карта, на которой изображены рельеф суши и дна океанов, природные зоны, гидрография, месторождения полезных ископаемых, заповедники, границы плавучих льдов, морские течения. На другой - политико-административная карта, представляющая федеративное устройство России, границы сопредельных государств, населенные пункты и дорожную сеть.
При создании карты ведущие специалисты МИИГАиК, МГПИ, МГУ и Министерства образования РФ опирались не только на методические разработки, школьные учебники и мнения учителей, но и на новейшие технологии, что позволило во многом приблизить наглядное пособие к оригиналу - земной коре. Цветовая раскраска "России и сопредельных государств" составлялась по снимкам из космоса, а с помощью трехмерного цифрового моделирования удалось выделить рельеф и границы ландшафта. Если на советских картах Чукотка на широте 70 градусов и Таймыр на широте 60 градусов смотрелись выше, чем они на самом деле расположены, то компьютерные технологии наиболее точно "разместили" на новом наглядном пособии все географические названия.
У разработчиков существует компьютерный вариант "России и сопредельных государств". А в недалеком будущем университет выпустит электронные картографические пособия - поисковые системы, тематические карты, карты регионов, карты и атласы для детей, по которым изучать географию родной страны можно будет не только на уроке, но и дома.
6.4. Самые знаменитые иностранцы в России / Авт.-сост. М. Лидин, Т. Полина. - М.: Вече, 2000. - 448 с. - (Самые знаменитые).
Книга представляет собой сборник очерков о выдающихся иностранцах, живших и работавших в России в течение нескольких веков, начиная с Феофана Грека (XIV - XV вв) и заканчивая Ричардом Евгеньевичем Дриго (XIX - XX вв.) - главным дирижером балета Мариинского театра. Это люди, имевшие отношение к различным сферам деятельности: государственные и духовные лица, педагоги, врачи, артисты, архитекторы, военные, царственные особы, авантюристы. В рассказах о них авторы стремились представить не только биографические и общекультурные данные, но и постарались рассмотреть династические, фольклорные, литературные и другие проблемы.
Читатель найдет в книге как известные имена (Митрополит Фотий, Софья Палеолог, Марина Мнишек, Франц Лефорт, М.И. Петипа…), так и имена мало встречающиеся в исторической литературе (Манжерет, Лермонт, Гримм, Жомини …).
Помимо персональных очерков в книге имеются и обзорные главы: о Пушкине и окружавших его иноземцах, иностранцах в советской России; статьи С.Ф. Платонова, В.О. Ключевского, А. С. Мулюкина, Е. Звягинцева, А. Г. Брикнера, посвященные иностранцам в России.
К каждой главе книги приложена краткая библиография, в конце книги имеется библиография обобщающих работ по теме.
Сборник очерков представляет интерес для преподавателей истории всех уровней, учащихся общеобразовательных школ, студентов и всех, кто интересуется историей России.
6.5. Сирота Н. М. Политология: Курс лекций. - СПб.: "Паритет", 2000. - 352 с.
В отдельных разделах работы рассматриваются такие вопросы, как
-политология как наука и учебная дисциплина;
-политическая власть, властные отношения, политическая элита, политическое лидерство;
-политические системы и режимы, государство как политический институт, политические партии, избирательные системы, политическая культура и идеология;
-основные характеристики политических процессов. принципы и модели демократии, сущность и роль конфликтов в политике, понятие и субъекты международного политического процесса.
Каждый раздел состоит из нескольких тем, в конце которых представлены контрольные вопросы и рекомендуемая литература.
Книга рассчитана на широкий круг читателей: студентов, учащихся общеобразовательных школ. Учителя могут использовать ее для подготовки спецкурсов и факультативов в лицеях и гимназиях с гуманитарным уклоном.
Уважаемые коллеги!
Приглашаю вас принять участие в работе Виртуального методического объединения преподавателей общественных дисциплин (ВМОИСТО).
Наше объединение работает при поддержке Московского института повышения квалификации работников образования и Интернет-центра Института общего среднего образования Российской академии образования.
Цели объединения.
·Организация дистанционного взаимодействия всех участников образовательного процесса в области преподавания общественных дисциплин.
· Посредничество между электронными СМИ и учителями; Рецензирование учебно-методической и обществоведческой литературы для учителя;
· Информирование учителей о программных продуктах учебного назначения, их обсуждение. Создание базы данных по программным продуктам учебного назначения по профилю МО и опыту их применения на уроках и внеклассной деятельности.
· Формирование современной электронной научно – методической базы преподавателя общественных дисциплин;
· Оказание содействия в публикации и распространении личного методического опыта.
Чем конкретно Вам может помочь ВМОИСТО?
На нашем сайте (http://vmoisto.narod.ru) Вы можете узнать о новостях, связанных с Вашей профессией, учебных и методических материалах, выставках и конкурсах, полезных сайтах и сетевых ресурсах. Здесь Вы сможете оценить методические разработки Ваших коллег и (или) опубликовать что-либо свое.
В случае необходимости, мы поможем Вам получить рекомендацию (отзыв)об использовании новых информационных технологии при участии Вас или Ваших учекников в конкурсах, аттестации и т.д.
Подписавшись на список рассылки ВМОИСТО, Вы сможете использовать его и как источник информации, и как источник информирования.
Наш сайт читают в странах Европейского Союза, Великобритании, Люксембурге, Югославии, России и в Украине; в городах: Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Калуге, Таганроге, Омске, Тольятти, Краснодаре, Саратове, Казани, Сургуте...
С нами сотрудничают: Межрегиональная общественная организация “Объединение преподавателей истории”, Научно-Внедренческий центр "Гражданин", Научно-просветительское общество "Холокост", Информационная сеть интеллектуальной деятельности и другие организации.
Присоединяйтесь! Мы нужны друг другу.
С уважением,
руководитель ВМО преподавателей общественных дисциплин,
научный сотрудник ИОСО РАО,
учитель истории и граждановедения НОУ Школа Бакалавр
Александр Драхлер http://vmoisto.narod.ru/. ; a-drachler@mail.ru
дом.т.(095)283-3504, раб.т. (095)413-2012
ВМО функционируют при МИПКРО и поддержке ряда дружественных организаций.
Краткая информация обо всех ВМО на http://attend.to/vmo