Третий Открытый Конкурс

школьных исследовательских работ

по истории

 «Ребенок и история: облики детства»

 

 

Задачи и итоги

 

В сознании подростков история обычно связывается с отдаленным прошлым, поэтому столь важно показать, что и события их собственной жизни уже стали предметом истории – истории современности.

Национальное самосознание определяется общим языком и общей историей. Новые возможности для интеллектуального и личностного развития подрастающих поколений не могут не опираться на традиционное самосознание, самоориентирование относительно прошлого. Степень сложности, многомерности, вариативности картины прошлого, и освоенных способов работы с ним открывают перед личностью новые способы противостоять простым манипуляциям, трезво, без экзальтации относиться к прошлому и настоящему.

Современные проблемы имеют свои исторические корни. Их исследование на хронологически близком, эмоционально значимом для молодых людей материале способствует более глубокому пониманию злободневных проблем, формированию независимых мнений. Таким материалом может стать события из жизни личности, история класса, школы и т.д., семейная и локальная история, т.е. микроистория. Изучение микроистории дает позитивный опыт осознания и решения проблем современности на основе анализа их исторических корней, способствует сознательному выбору личной позиции, смягчает конфликт поколений.

Кроме того, поворот к микроистории приближает нас к европейским стандартам в гуманитарном образовании. Проблемы микроистории уже давно принадлежат академической науке. Вовлечение юных россиян в эту приоритетную область науки весьма перспективно. Молодежь должна обсуждать острые проблемы современности, причем обсуждать на открытой трибуне, без навязывания внешних оценок и «единственно правильного» решения. Такой трибуной для приобретения реального опыта свободной дискуссии, толерантного отношения к чужой позиции, опыта преодоления тоталитарных стереотипов и утверждения демократических ценностей стал Открытый Конкурс школьных исследовательских работ по истории.

Конкурс с 1998 года является одним из проектов Межрегиональной общественной организации «Объединение преподавателей истории». Проводится конкурс Общественной организацией «Исторический Конкурс» (Искон).

Острые проблемы современной жизни и их исторические корни обычно рассматриваются на далеком от личного опыта материале макроистории. Уникальность нашего проекта состоит в повороте к анализу этих проблем на основе личного эмоционального опыта участников Конкурса, их семейной истории. Разнообразие личного и семейного опыта приводит к формированию плюралистического образа прошлого. Сравнение разных версий образа событий прошлого в режиме открытого диалога становится полигоном для воспитания толерантности к чужим оценкам и мнениям. Введение в научный оборот уникальных семейных архивов может способствовать развитию самого предмета истории.

Открытый Конкурс школьных исследовательских работ по истории примечателен тем, что является образовательной и социальной акцией одновременно.

Конкурс является ярким примером общественной инициативы, которая стала возможна лишь в современной в посткоммунистической России и призвана способствовать формированию стандартов гражданского общества в области образования.

Конкурс уникален еще и тем, что его целевую аудиторию составляют школьники, то есть поколение наших надежд, но в круг его деятельности вовлекаются и взрослые (педагоги, родители и др.).

 

Основная статистика по 3 конкурсу.

 

1.       На 3 конкурс пришло и обработано 840 работ, общее число участников - 1010 школьников и  445 взрослых - научных руководителей. Основная часть исследовательских работ написана девочками (61%), групповые работы составляют 13 % от общего числа. Если посмотреть на половой состав групп, приславших работы, то можно констатировать, что коллективно чаще пишут мальчики, нежели девочки (что является, в своем роде, неожиданным).

2.                 Если проанализировать популярность Конкурса среди тех или иных возрастных групп, то можно отметить, что интерес к конкурсу проявляют, прежде всего, старшеклассники, однако, наблюдается и рост активности среди учащихся средних и, особенно, младших классов, что качественно отличает. Третий Конкурс от двух предыдущих. Большое количество работ участников младшего возраста ставит нас перед необходимостью как-то выделить младшую возрастную группу (учащиеся 1-7 кл.). Разница между уровнем работ старшеклассников и учащихся 1-7 классов значительна и объясняется объективной разницей возможностей, разным жизненным опытом и учебными навыками школьников. В тоже время появление в числе участников конкурса учащихся младшей возрастной группы создает новые возможности для развития. В этой ситуации мы находимся перед дилеммой: либо искать дополнительные возможности для награждения лучших работ в этой возрастной группе, либо перераспределить призовой фонд. Распределение участников конкурса (авторов работ) по классам представлено на диаграмме 1, кроме того, на диаграмме 2 представлено распределение количества работ по классам (Эти данные различны, поскольку в Конкурсе участвует 108 коллективных работ).

Диаграмма 1.

 

Диаграмма 2.

3.                   Одним из важных для нас показателей является представленность в Конкурсе жителей разных по численности населенных пунктов. Соотношение количества работ, присланных городскими и сельскими жителями, представлено на диаграмме 3. Это соотношение примерно повторяет общероссийское соотношение между городским и сельским населением.

Диаграмма 3.

4.                   Представленность работ по регионам России нас порадовала. Неохваченными оказалось только 13 регионов (из 89-ти регионов России). Заявки поступили из 76 регионов, работы пришли из 68 регионов России, а также из Украины и Казахстана. Наибольшую активность проявляют следующие регионы: Москва (с областью), Удмуртия, Башкортостан, Челябинская, Смоленская, Пермская и Оренбургская области и Красноярский край. Активность отдельных регионов представлена на карте.

Финал Третьего Всероссийского открытого конкурса школьных исследовательских работ по истории прошел в Подмосковье с 18 по 20 мая. Как и планировалось, 33 автора лучших работ и их научные руководители собрались на три дня для напряженного творческого общения. Их отбор не был простым делом, эксперты не смогли остановиться на цифре 30, как в прошлом году, консенсус был достигнут, когда в список вошло 33 работы. И это не случайно. Растет объем работы экспертов, разрыв по сумме баллов в верхней полусотне работ - минимален, качественный и интересный материал анализируется зачастую на уровне серьезных научных исследований. Всего на 3 конкурс пришло и обработано экспертами 840 работ. Четырехкратно выросло общее число участников-школьников (1010 человек). Как и в прошлом году, подтвердилось "женское превосходство": 61% работ написана девочками. Зато мальчики пишут больше коллективных работ.

 

Участникам финала было представлено жюри в составе:

Андреев Игорь Львович, доцента исторического факультета Московского городского педагогического университета,

Захаров Виктор Николаевич, доцент исторического факультета областного педагогического университета,

Тюляева  Тамара Ивановна, главный специалист Министерства общего образования, организатор всех олимпиад последних лет по истории и обществознанию,

Хайретдинов Харис Хасьянович, доцент исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова,

Шевырев Александр Павлович, доцент исторического факультета Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Исполнительный директор Межрегионального общественной организации  "Объединение преподавателей истории". Жюри возглавил Александр Павлович Шевырев.

В первый же день для финалистов началась напряженная работа. Им предстояло получить еще 12 оценок по различным параметрам в индивидуальной и групповой работе.  Финалисты писали рецензии на исследования своих коллег.

В этом году мы решили больше внимание уделить таким формам коллективной работы, которые помогут детям приобрести опыт успешной публичности: подготовка к диспуту в группах, выработка коллективной позиции и ее устное представление, формулировка вопросов для других групп и ответы на их вопросы, комментарий к чужому выступлению. Все пять групп выступили достойно. Несмотря на накал страстей, финалисты удержались в рамках парламентской корректности и регламента. Труднее было контролировать эмоции зрителям. И особенно поразил нас, взрослых, высокий содержательный уровень дискуссии. Такие качества участников публичного диспута, как лаконизм и четкая аргументация, умение уточнять дефиниции понятий, возвращать дискуссию в рамки заявленной темы впечатлили не только членов оргкомитета и высокое жюри, но и родителей и учителей, присутствовавших в качестве научных руководителей. Уровень участников и в прошлом году вполне соответствовал студенческой аудитории. А в этом году мы откровенно наслаждались редким зрелищам. То и дело раздавались восхищенные вздохи, столь понятные изболевшемуся за дело педагогическому сердцу: столько умных детей собрано вместе! Как отметили члены жюри, плотность рейтинга в процессе финальных соревнований, только усилилась. Уже при проверке первого задания пришлось учитывать мельчайшие нюансы, суммировать для более объективной оценки половинки баллов, чтобы максимально точно выразить достоинства письменных работ и устных выступлений участников. Объем работы жюри и оргкомитета был таков, что расходились даже не заполночь, а на рассвете. 

 

20 мая после экскурсии по Историческому музею на торжественном собрании в ЦДЖ победителям были вручены дипломы и призы.

Участники финала этого года продемонстрировали весьма ощутимый общий рост исследовательского уровня, умения формулировать и отстаивать свою позицию в публичной дискуссии. Хочется надеяться, что наши финалисты достойно представят Россию на летних дискуссиях в рамках молодежных семинаров в Гамбурге и Варшаве.

Конкурс является образовательной и социальной акцией одновременно. Плотность и плодотворность общения между старыми и новыми знакомыми на Конкурс еще раз убеждает нас в том, что он уже  стал своим для тысяч российский школьников, их семей и педагогов, он дал множеству школьников по всей России возможность прикоснуться к тайнам исторического исследования, приобрести очень важный опыт игры по взрослым правилам, сделать первый шаг в большую науку.

Победителями конкурса 2000/2001 года были признаны:

Фамилия, город

Тема работы

Наставник

1 место

 

 

Шалённая Екатерина Олеговна

Владимир

История России в зеркале молодежной танцплощадки (на примере 50-х гг 20 в)

Тыновская Любовь Аркадьевна

Титова Юлия Алексадровна

Собинка

Российская история глазами ребенка (по материалам анализа школьных учебников истории 1960-90-х гг)

Тихонова Светлана Вячеславовна

Бухтилова Марина Николаевна

Троицк

Дети политических репрессированных о родителях и о себе (опыт социологического анализа)

Гизатуллин Рауф Назипович

2 место

 

 

Касимова Ирина Сайяровна

Киров

Дневник гимназистки начала 20 в с комментариями гимназистки конца 20 в.

Кропанева Галина Аркадьевна

Шамшурина Мария Леонидовна

Ижевск

Политика раскулачивания и ребенок 1930-1938 гг

Сурчакова Валентина Ивановна

Хомякова Ксения Александровна

Ковров

Развитие представления о школьной дисциплине в советский и постсоветский период

Тихонова Светлана Вячеславовна, Гаврилин Александр Васильевич

Буевич Антонина Андреевна

Мончегорск

Взгляд на жизнь детского дома 50-х гг через письма его воспитанников

Зубкова Елена Антоновна

Картвелишвили Лия Эрнестовна

Москва

О чем рассказали учебники иностранного языка

Николаевский Лев Леонидович

3 место

 

 

Юсупова Алина

Казань

Прикосновение к судьбе

Блохина Лилия Надировна

Силкина Мария Владимировна

Москва

Облики детства. Одно время, разные судьбы.

Гаврилова Ольга Евгеньевна

Кудинова Анна Александровна

Мончегорск

Жили - выживали… (30-40 е гг в Советской России в воспоминаниях о детстве моей бабушки)

Зубкова Елена Антоновна

Пачева Анна Павловна

с. Пачево

Образ жизни детей и подростков довоенного времени (наши дедушки и бабушки)

Литвинова Юлия Николаевна

Станкевич Юлия Вадимовна

Екатеринбург

Ребенок и история: семейное воспитание в России 20 века (сравнительный анализ)

Миронова Людмила Ивановна, Станкевич Ольга Игоревна

Зеткин Сергей Николаевич

Саранск

Воспитание ребенка в дворянских семьях России втор.пол.19-нач.20 в.

Митрофанов Юрий Петрович

Малыгина Наталья Валерьевна

Томилово Моск. Обл.

Война глазами солдата, как я ее вижу

Сизова Светлана Александровна

Наумов Алексей Леонидович

Москва

 

Наумов Леонид Анатольевич

Рябов Александр Михайлович

Киров

Политика раскулачивания и ребенок 1930-1938 гг

Кропанева Галина Аркадьевна, Рябов Юрий Михайлович

Исмагилов Тимур Алексеевич

Чебаркуль

По страницам семейного архива

Лошкарёва Светлана Александровна

4 место

 

 

Метелёв Евгений Александрович

Киров

Детский труд в военный период на примере Вятской гуманитарной гимназии

Кропанева Галина Аркадьевна, Шиляева Роза Спиридоновна

Федотова Анна Юрьевна

Вичуга

Сравнительная характеристика обликов детства на примере трех поколений: учащихся школы № 12 г.Вичуги Ивановской обл., их родителей и прародителей

Петрова Алевтина Валерьевна, Писарева Любовь Игоревна

Евсеева Елена Викторовна

Омск

Дети блокадного Ленинграда на Омской земле. Судьбы, связанные с Омском

Сульдина Елена Николаевна

Письменская Ирина Владимировна

Екатеринбург

История одного события (город детства и трагедии)

Миронова Людмила Ивановна

Караваева Снежана Сергеевна

Мончегорск

Сентябрь 1939 - глазами очевидца - воссоединение или оккупация Западной Белоруссии

Зубкова Елена Антоновна

Полехов Сергей Владимирович

Москва

Мои предки -кустари (2 половина 19-го - перв.пол.20-го)

Полехова Людмила Васильевна

Огурцова Нина Сергеевна

Ярославль

Мир детства крестьянского мальчика

Головнева Марина Вадимовна

Брюханова Нина Вячеславовна

Мончегорс

Школьный дневник в изменяющемся мире (70-90 гг.)

Михайлова Галина Сергеевна

Летов Илья Евгеньевич

Брянск

Последние свидетели Великой Отечественной войны

Симутина Тамара Александровна

Скрипко Надежда Вадимовна

Петразаводск

Памяти детства

Клинова Елена Ивановна

Отмахова Екатерина Сергеевна

п. Борисовка

Школа вчера и сегодня

Житникова Мария Митрофановна

Прокофьева Ольга Викторовна

Ивантеевка

Дети разных эпох

Меламед Семен Моисеевич

Чечёткин Юрий Сергеевич

Чебаркуль

Недетские вопросы детства

Лошкарёва Светлана Александровна

Плиев Руслан Олегович

Владикавказ

Деятельность органов попечения о детях во Владикавказе во втор.пол.19 - нач.20 в

Плиева Марина Юрьевна

Беленький Андрей Евгеньевич

Москва

Мои сверстники рассказывают о своих игрушках

Щукина Ольга Григорьевна

 

 

Во время финала оргкомитет и жюри обсудили с наставниками перспективы и тематические рамки следующего конкурса. Из предложенных оргкомитетом вариантов взрослым показалась наиболее перспективной тема, посвященная исследованию проблема этноистории, этнолингвистики, этнопсихологии, предварительно звучащая «Други и другие в языке, истории, традициях». Более подробно о новом конкурсе будет сообщено позже.

Все вопросы можно отправлять на адрес оргкомитета конкурса.

 Оргкомитет Конкурса находится по адресу: Москва, Новокузнецкая ул., д. 16, кафедра методики преподавания истории.

Тел.: 9595551.

Для корреспонденции: 123317 Москва, а/я 38 "Исторический конкурс".



Hosted by uCoz