МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИСТОРИИ»

 

101990 Москва, Старосадский пер., 9

Учительский зал ГПИБ

Тел./факс: (095) 928-52-11

E-mail: teach@sphl.ru

_____________________________________________________________________

 

Министру образования Российской Федерации

академику РАЕН, профессору В.М. Филиппову

 

Глубокоуважаемый Владимир Михайлович!

Межрегиональная общественная организация "Объединение преподавателей истории" в связи с подготовкой введения в стране единого государственного экзамена считает необходимым обратиться к Вам и высказать свое мнение относительно единого государственного экзамена по истории.

1.      Сама идея единого государственного экзамена может позволить если не решить полностью, то по крайней мере приблизиться к обеспечению более справедливого доступа к высшему образованию. Однако, поспешное и недостаточно обдуманное, без учета мнения общественности, проведение этой идеи в жизнь может принести большой вред как ученикам, так и всей системе преподавания истории в школе.

2.      Очевидно, при разработке заданий для письменного экзамена по истории имеет смысл учесть мнение российских учителей, а также опыт тех зарубежных стран (в том числе ближнего зарубежья), где проводятся подобные экзамены.

3.      Проведение единого экзамена по истории в форме тестирования вызывает негативную реакцию большинства учителей. Этот тип экзамена имеет ряд принципиальных недостатков: большинство существующих на сегодняшний день тестов проверяют знание огромного количества фактов, подчас мелких и незначительных или же требуют оценочного ответа, предполагая тем самым существование одного единственно правильного мнения. Обе эти черты могут вернуть преподавание истории в школе к модели советского периода, нацеленной прежде всего на зазубривание фактов и внушение учащимся официальной точки зрения, изложенной в одном единственном «правильном» учебнике. Между тем, большинство российских учителей сегодня отказалось от такого способа преподавания и ставит своей целью развитие критического мышления, навыков работы с источниками, ведения дискуссии. Работа в  школах ведется с несколькими учебниками, сопоставляются разные, подчас противоположные точки зрения. Таким образом, тестирование, во всяком случае, в том виде, в каком оно распространено сегодня, не дает возможности адекватно оценить как знания, так и умения учащихся.

4.      Очевидно, тестирование может быть одной (но не определяющей) составляющей письменного экзамена. Однако, в таком случае тесты не должны содержать никаких оценочных вопросов, должны концентрироваться только на наиболее существенных исторических фактах, соответствующих базовому уровню знаний и стандарту образования. Учителям и ученикам должны быть заранее известны те вопросы, из которых будут формироваться тесты.

5.      Письменный экзамен по истории должен быть дополнен другими видами работ, такими, как анализ небольшого отрывка из источника, связанного с пройденным материалом, или написание исторического сочинения. Однако, в таком случае и учителям, и ученикам должны быть четко известны основные умения и навыки, которые должны проявиться в этих работах, а также способы и критерии оценки этих навыков и умений.

Обращение принято на общем собрании Объединения 11 апреля 2001 г.

 

Председатель правления МОООПИ

А.П. Шевырев

Hosted by uCoz