Несколько проблемных вопросов для обсуждения

(историческое образование и развивающее обучение).

Г.Пермь Школа - гимназия 92

Климушкина Людмила Генриховна - учитель истории

Нефедова Любовь Викторовна -зам.директора, координатор сетевой работы

 

Здравствуйте, коллеги!

Виртуально поучаствовав в тематическом семинаре "НИТ в преподавании общественных дисциплин" и посетив сайт "Развивающего обучения", мы проснулись от спячки и решили сформулировать несколько проблемных вопросов для обсуждения, с которыми неизбежно сталкивается учитель истории, пытающийся "вписаться" в систему РО.

  1. Чем объясняется медленная интеграция именно истории в систему РО (отсутствие центра подготовки, программ и т.д.)?
  2. Каким, на ваш взгляд, должен быть выбор адекватной исторической концепции применительно к системе РО?
  3. Моделирование содержания:

    А) разработка исторического понятийного аппарата

    Б) выделение учебных задач курса (создание системы УЗ);

    В) специфика постановки учебных задач на разных ступенях исторического образования (проблема восхождения);

    Каково ваше мнение об учебных пособиях для системы РО по истории В.В. Сухова, А.Ю. Морозова, Э.Н.Абдулаева?

  4. Каково ваше видение способов исторического познания в системе РО, их принципиальное отличие от умений и навыков?

Можно ли в качестве способов рассматривать "исторические стратегии" Ю.Л. Троицкого ("исторические параллели", "структурирование", "стилизация", "исторические метафоры" и т.д.). Ваше отношение к его концепции преподавания истории?

Предлагается и такой вариант способов исторического познания, автор О.Л. Лейбович (нагляднее смотрится в таблице):

Наименование СИП - наблюдение.

Содержание СИП (наблюдение) - критика исторических источников: их атрибутизация, проверка на истинность, выявление формы, характеристика их тематики и содержания, определение тезиса.

Наименование СИП - систематизация (классификация).

Содержание СИП (систематизация) - сопоставление полученной и наличной информации. Включение ее в общую историческую картину. Роспись по разрядам (по классам событий, учреждениям, историческим типажам). Определение статуса.

Наименование СИП - теоретическое моделирование.

Содержание СИП (математическое моделирование) - Построение идеально-типического образа - протомодели и применение ее к анализу исторического события.

Наименование СИП - исторический эксперимент.

Содержание СИП (исторический эксперимент) - Культурные инсценировки ("розыгрыши истории", стилизация, переложение истории на личный опыт учащихся).

5. Технология РО и дефицит времени.

Цитата из интервью, взятого у главного специалиста Министерства образования Т.И.Тюляевой 4 мая 2001 г.: "Система РО сконцентрирована у нас, в основном, в начальной школе. По истории были попытки сделать в этом разрезе 5 класс, но до нас это ничего не дошло. У нас нет таких курсов. Мы их не рассматривали, мы их не экспертировали. Понятно, что идея развивающего обучения требует колоссального количества времени. У нас такого времени в основной школе нет. Поэтому делайте выводы сами".

Концентрическая система не позволяет использовать технологию РО. Утописты те, кто считает, что во втором концентре учащиеся смогут дискутировать, работать с источниками и т.д. Где выход?

Проблем, конечно, значительно больше. Будем благодарны, если хотя бы частично через клуб, конференцию или ВМО учителей истории мы совместными усилиями найдем ответы на поставленные вопросы.

На хороших условиях решетки на окна с большими скидками.
Hosted by uCoz