Несколько проблемных вопросов для обсуждения
(историческое образование и развивающее обучение).
Г.Пермь Школа - гимназия 92
Климушкина Людмила Генриховна - учитель истории
Нефедова Любовь Викторовна -зам.директора, координатор сетевой работы
Здравствуйте, коллеги!
Виртуально поучаствовав в тематическом семинаре "НИТ в преподавании общественных дисциплин" и посетив сайт "Развивающего обучения", мы проснулись от спячки и решили сформулировать несколько проблемных вопросов для обсуждения, с которыми неизбежно сталкивается учитель истории, пытающийся "вписаться" в систему РО.
А) разработка исторического понятийного аппарата
Б) выделение учебных задач курса (создание системы УЗ);
В) специфика постановки учебных задач на разных ступенях исторического образования (проблема восхождения);
Каково ваше мнение об учебных пособиях для системы РО по истории В.В. Сухова, А.Ю. Морозова, Э.Н.Абдулаева?
Можно ли в качестве способов рассматривать "исторические стратегии" Ю.Л. Троицкого ("исторические параллели", "структурирование", "стилизация", "исторические метафоры" и т.д.). Ваше отношение к его концепции преподавания истории?
Предлагается и такой вариант способов исторического познания, автор О.Л. Лейбович (нагляднее смотрится в таблице):
Наименование СИП - наблюдение.
Содержание СИП (наблюдение) - критика исторических источников: их атрибутизация, проверка на истинность, выявление формы, характеристика их тематики и содержания, определение тезиса.
Наименование СИП - систематизация (классификация).
Содержание СИП (систематизация) - сопоставление полученной и наличной информации. Включение ее в общую историческую картину. Роспись по разрядам (по классам событий, учреждениям, историческим типажам). Определение статуса.
Наименование СИП - теоретическое моделирование.
Содержание СИП (математическое моделирование) - Построение идеально-типического образа - протомодели и применение ее к анализу исторического события.
Наименование СИП - исторический эксперимент.
Содержание СИП (исторический эксперимент) - Культурные инсценировки ("розыгрыши истории", стилизация, переложение истории на личный опыт учащихся).
5. Технология РО и дефицит времени.
Цитата из интервью, взятого у главного специалиста Министерства образования Т.И.Тюляевой 4 мая 2001 г.: "Система РО сконцентрирована у нас, в основном, в начальной школе. По истории были попытки сделать в этом разрезе 5 класс, но до нас это ничего не дошло. У нас нет таких курсов. Мы их не рассматривали, мы их не экспертировали. Понятно, что идея развивающего обучения требует колоссального количества времени. У нас такого времени в основной школе нет. Поэтому делайте выводы сами".
Концентрическая система не позволяет использовать технологию РО. Утописты те, кто считает, что во втором концентре учащиеся смогут дискутировать, работать с источниками и т.д. Где выход?
Проблем, конечно, значительно больше. Будем благодарны, если хотя бы частично через клуб, конференцию или ВМО учителей истории мы совместными усилиями найдем ответы на поставленные вопросы.